Анна Васильевна Терешкова
Анна Васильевна Терешкова Начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска
Выступления
  • Дискуссионная площадка «Зеленый город» проекта «Городские приоритеты»

    «О перспективах развития озелененных общественных пространств города Новосибирска»

    Важной для города темой о перспективах развития парков и скверов открываем мы серию дискуссионных площадок «Городские приоритеты». Действительно, тема сохранения и развития зеленого каркаса города является приоритетом для муниципалитета, и сегодня я бы хотела рассказать вам о наших принципах работы с зелеными зонами, наших текущих проектах и стратегических задачах.

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Важной для города темой о перспективах развития парков и скверов открываем мы серию дискуссионных площадок «Городские приоритеты».

    Действительно, тема сохранения и развития зеленого каркаса города является приоритетом для муниципалитета, и сегодня я бы хотела рассказать вам о наших принципах работы с зелеными зонами, наших текущих проектах и стратегических задачах.

    Для того, чтобы задать рамки нашего сегодняшнего обсуждения, скажу немного об иерархии зеленых пространств Новосибирска. Самыми большими зелеными массивами являются городские леса. Протяженность города способствует тому, что они занимают достаточно большое пространство и являются естественным продолжением социо-культурного ландшафта прежде всего таких районов как Заельцовский, Калининский, Первомайский, Советский, Октябрьский. Проблема управления городскими лесами лежит не только в плоскости межведомственной координации между городскими структурами, но и в том, что часть городских лесов находится в федеральной или региональной юрисдикции.

    Следующую позицию я бы отвела пляжам, речным берегам и Обскому водохранилищу. Это тоже городские зеленые пространства. И в большинстве территорий — федеральная юрисдикция.

    Третий уровень занимают парки с большими лесными массивами или прибрежными зонами. Эти парки требуют большого внимания и к организации их деятельности, и к содержанию и благоустройству естественно-природных зон и к транспортной доступности. Именно большие парки, которые могли бы быть основой интенсивных и качественных услуг отдыха горожан, являются труднодоступными, а значит, труднодоступным является и сам городской отдых.

    Четвертый уровень — это парки и скверы, расположенные в районах города и выполняющие функцию районных или межрайонных парков. Они доступны для близлежащих микрорайонов, расположены вблизи транспортных артерий, их активно используют горожане. Их доступность с одной стороны является их преимуществом, а с другой стороны причиной их перегрузки функциями, услугами, да и просто посещениями: чрезмерная эксплуатация ведет к трудности поддержания необходимого качества зелени и к нарушению комфорта пребывания, поскольку в интенсивные часы пользования найти на этих территориях уединения невозможно. Этот уровень зеленых пространств тоже является объектом межведомственного взаимодействия и тоже в достаточно сильной степени связан с дорожно-транспортной сетью.

    Пятый уровень: внутрирайонные и внутримикрорайоные зеленые пространства. Они вообще пока не осознаны, не посчитаны и не описаны. Часть из них благоустроена, как, например, Тимирязевский сквер, часть находится в запущенном состоянии, часть представлена поймами малых рек разной степени благоустройства и содержания, как, например, Ельцовка, Каменка.

    Шестой уровень — дворовые зеленые пространства. Некоторые из них достаточно обширны, как, например, сквер Лучистый, некоторые занимают малые междворовые пространства — таких территорий много во всех районах города. Они чаще всего являются объектом управления самих жителей, ТОСов, ТСЖ Управляющих компаний. Сюда же можно отнести и зеленые зоны перед офисными зданиями. Их объединяет то, что решение о том, какого качества будет это зеленое пространство, зависит исключительно от собственников. И вот здесь у нас рождается вопрос взаимодействия с частным девелоперским бизнесом и собственниками жилья. Вернее, вопрос общепринятого городского стандарта требований к качеству и объему зеленых пространств.

    Следующий уровень — это придорожные газоны, аллеи и бульвары. Это и 25 лет Октября, и бульвар Красного проспекта, и проспект Науки, и липовые аллеи Богдана Хмельницкого. Тоже объект межведомственной жизни с приоритетом дорожников, транспортников и Горзеленхоза. Объем и качество этих объектов — вопрос градостроительного планирования, архитектуры и взаимодействия с девелоперами.

    Про восьмой уровень вертикального озеленения и эксплуатируемых кровель можно не говорить, поскольку он представлен мало и в основном вазонами на Красном проспекте, но помнить о нем нужно, поскольку это тоже направление интенсивного развития городской архитектуры.

    Восемь уровней зеленых пространств — это больше, чем вместе взятое количество классов и категорий автомобильных дорог. При этом мы все привыкли, что управление дорогами — это важнейшая городская функция. Чтобы такой же функцией стало и управление зелеными пространствами, мы, собственно, и начинаем наше обсуждение.

    Система озелененных общественных пространств по своему значению, безусловно, равноценна дорожно-транспортной сети. Она является одним из элементов интегральной модели развития города, способствует формированию целостной градостроительной ткани, помогает решать экологические проблемы, объединяет социальные и экономические факторы — и тем самым повышает социальную привлекательность города, его индекс конкурентоспособности и привлекательности для бизнеса, населения, молодежи.

    Концепция озелененных общественных пространств, которую мы разработали в 2016 году и уже достаточно много обсуждали — это методическое начало зеленой политики города. Она определяет основные принципы функционирования, позиционирования городских зеленых территорий, системы их управления и дальнейшего развития. Концепция касается пока только парков и скверов. Леса, пляжи, зеленая архитектура, зеленые магистрали — все это еще предстоит спланировать и описать вместе со всеми структурами управления городом и с активным привлечением депутатов, территориальных органов самоуправления, девелоперов и граждан. Равно, как и все отдельные территории, число которых в концепции озелененных общественных пространств заявлено и обследовано в количестве 32, но должно кратно увеличиться, если мы действительно хотим зеленый город.

    Не буду подробно останавливаться на концепции — она уже достаточно широко обсуждалась. Расскажу о том, какие первоочередные задачи мы планируем решать и какие проблемы видим.

    Во-первых, будем разрабатывать муниципальную целевую программу развития зеленых зон. Эта программа будет носить межведомственный характер, т.е. в нее войдут все типы зеленых территорий, которые сегодня подведомственны разным муниципальным органам управления — и парки культуры и отдыха, и крупные скверы, и небольшие озелененные пространства районного значения.

    Разрабатывать программу будет не один департамент, а рабочая группа, куда войдут представители и главного управления благоустройства и озеленения, и департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, и представители депутатского корпуса, и все остальные сопричастные структуры городского самоуправления.

    Важнейшая задача — инвентаризация. По оценке департамента земельных и имущественных отношений мэрии порядка половины зеленых территорий пока не поставлены на кадастровый учет. Все, что зеленеет, должно быть посчитано и описано. И отнесено к одной из категорий парков и скверов.

    Еще один документ, без которого невозможно развитие зеленых пространств — это генеральная схема озеленения. На сегодня такие документы уже утверждены в крупных городах, где серьезно задумываются над комплексным озеленением и комфортной городской средой. В Новосибирске работа над этим документом ведется уже давно, сейчас он нам жизненно необходим для дальнейших слаженных действий по развитию зеленых зон.

    Один из основных принципов, который сформулирован концепции и на котором будет основываться развитие зеленых зон: каждая озелененная территория теперь имеет свой статус, позиционирование и функциональную программу. Функциональна программа определена с учетом местоположения, площади, других особенностей зеленой зоны, прилегающих к ней территорий и социокультурных объектов.

    Например — Заельцовский парк — это парк семейного отдыха со спортивной компонентой, а Нарымский сквер — транзитно-рекреационный. В соответствии с назначением озелененной территории формируется ее функциональная программа, т.е. набор объектов и услуг, которые могут размещаться и предоставляться в такой зеленой зоне. Соответственно, для Заельцовского парка — велодорожки, прокат велосипедов и роликов, веревочный парк, зимой — лыжня, каток, прокат лыж и коньков. В транзитно-рекреационном парке или сквере в первую очередь, помимо, естественно, зелени, клумб, должны быть скамейки для отдыха, освещение, возможно — малые архитектурные формы, фонтаны, а вот обилие кафе, аттракционы в таких парках и скверах не приемлемы. Исходя из обозначенной программы понятно, какой вектор развития есть у конкретного парка или сквера и с какими предложениями от бизнеса и заинтересованных организаций можно работать.

    Для каждого парка культуры и отдыха будет разработана концепция развития, которая определит функциональную программу парка, набор объектов для размещения и схему размещения таких объектов на территории парка. Такая концепция уже разработана для Центрального парка, сейчас заканчивается работа над концепцией набережной и Заельцовского парка.

    Мы понимаем, что реконструкция парков и зеленых зон — это существенные вложения и исключительно за счет средств бюджета города такую масштабную задачу не решить. Поэтому мы намерены привлекать в парки и другие зеленые зоны инвесторов, частный бизнес. Тем более, что сейчас мы отмечаем очень большой интерес к зеленым зонам как со стороны общественности, так и со стороны бизнеса. У нас уже накопилось достаточно много предложений от инициативных групп, которые выступают с идеями организации новых зеленых пространств.

    К сожалению, на сегодняшний день привлечение инвесторов для размещения объектов в зеленых зонах осложнено тем, что отсутствует единый порядок размещения объектов. Порядок получения разрешения, орган, его выдающий, размер платы, срок размещения зависят от того, какой объект вы хотите разместить (торговый киоск, кафе или иной нестационарный объект, например аттракцион или прокат) и от того, за кем закреплен соответствующий земельный участок.

    Поэтому, мы планируем разработать порядок в первую очередь для парков культуры и отдыха. Общий подход к привлечению бизнеса будет строиться на следующих принципах:

    1) Конкурентная основа: любой объект в парке может быть размещен по результатам конкурса.

    2) Объект может быть размещен в парке только при условии, что он соответствует концепции развития парка, его функциональной программе и схеме размещения нестационарных объектов на территории этой зеленой зоны.

    Стоить отметить позитивную тенденцию со стороны девелоперов — их намерение создавать достойные озелененные территории в местах комплексной застройки. Сейчас при сдаче жилья застройщик должен соблюсти определенные нормативы озеленения в расчете на количество квадратных метров жилья. Однако зачастую даже строгое выполнение этого норматива не позволяет создать качественное пространство для отдыха горожан. Даже в случае, когда застройщик успешно создает сквер для отдыха, не отработан механизм юридического оформления таких озелененных площадок и закрепления их за специализированной муниципальной организацией для содержания и ухода. Вопросы расчета и эффективного формирования зеленых зон в местах нового строительства в соответствии с нормативами озеленения также требуют своего решения.

    Еще одно важное направление развития озелененных общественных пространств — дисперсные парки. Что это такое?

    Одним из важных принципов концепции развития озелененных общественных пространств является необходимость комплексного развития зеленых зон с учетом условий и особенностей, которые сложились на соответствующей территории. Парки, скверы, социально-культурные объекты (театры, музеи, торговые центры, точки общественного питания), архитектурные и градостроительные объекты — все они складываются в кластеры и при взаимосвязанном развитии дают синергетический эффект.

    Дисперсный парк — разновидность такого социо-экологического кластера. В дисперсном парке основные функции универсального парка распределены между находящимися в пешеходной доступности друг от друга небольшими и среднего размера озелененными общественными пространствами (парками и скверами).

    Поясню на примере дисперсного парка Большого Центрального парка. На слайде вы видите, что в пределах пешеходной доступности от Центрального парка культуры и отдыха находится достаточно много зеленых зон. Каждая из них, даже сам Центральный парк, не располагают достаточно большой территорией, чтобы удовлетворить потребности горожан в различных формах отдыха. Каждая из них имеет свою уникальную специализацию, и если их объединить переходными и (или) велодорожками, единой стилистикой — мы получим распределенный многофункциональный внутригородской культурно-рекреационный макропарк. В одной части такого парка будет сконцентрирован молодежный отдых (например, скейт- и вейкбордисты), в другой общественные активности (например, уличные музыканты), в третьей аттракционы для семейного отдыха. Переходя из одной зоны в другую мы можем прогуляться и отдохнуть, совместив это, например, с походом в театр или кино. Идентификация дисперсного парка и входящих в него объектов реализуется через единую дизайнерскую концепцию объектов благоустройства (малых архитектурных форм, уличной мебели), информационных конструкций, оформления фасадов входящих в дисперсный парк объектов, полиграфических материалов.

    На сегодня планируется сформировать два дисперсных парка — Большой Центральный парк, о котором я уже рассказала, а также Затулинский. Уже разработана, представлена общественности концепция Затулинского дисперсного парка.

    Нам предстоит юридически определить и закрепить понятие дисперсного парка, особенности управления такой территорией. Например, возможно, нужен особый, но единый для всех территорий дисперсного парка порядок размещения нестационарных объектов в соответствии со специализацией каждой входящий в дисперсный парк зеленой зоны.

    На примере Затулинского дисперсного парка мы сейчас отрабатываем механизмы взаимодействия различных структур, в чьем ведении находятся объекты, включённые в дисперсный парк.

    Если коротко резюмировать мое выступление — на сегодня определены только общие принципы управления зелеными зонами. Задачи, которые требуют решения в ближайшее время — это формирование системы управления парками и скверами и зеленая политика города как система регламентов и порядков. Как только город разработает регламент управления зелеными зонами, жить, дышать, содержать, развивать, работать, отдыхать, планировать и оценивать станет легче.

    Важно отметить, что наши задачи, задачи муниципалитета, по развитию зеленых зон совпадают также с задачами и повесткой Правительства Российской Федерации. В настоящее время мы начали отрабатывать механизм участия нашего города в национальной программе «Формирование комфортной городской среды», разработанной и утвержденной Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации. Срок реализации программы — до февраля 2021 года. Национальная программа подразумевает субсидирование проектов муниципалитета по благоустройству городских общественных пространств в течение 5 лет с привлечением широкой общественности. Мы надеемся, что совместными усилиями с Правительством Новосибирской области получим конкретный результат от реализации пятилетней программы.

    Завершая свое выступление, хочу повторить, что нашим департаментом культуры, спорта и молодежной политики сегодня разработана основа, модель, ядро Зеленого Новосибирска. Но один департамент, «даже если очень важный — не подымет простое пятивершковое бревно, тем более дом пятиэтажный».

    Зеленый город — это уровень городской программы и общегородского управления, собственно для этого, мы здесь, наверное, и собрались.

    01-26-tereshkova.pdf
    .pdf
    2 Мб